Нужно ли учить ребёнка нотной грамоте

Долгое время я никак не могла решить для себя вопрос: нужно ли учить ребенка нотной грамоте? Не достаточно ли просто слушать и петь, развивать чувство ритма, познакомиться с музыкальными инструментами и играть в интерактивные игрушки?
Все интерактивные игрушки
Музыкой мы занимаемся с периода беременности. В 2 месяца пошли на групповые занятия. На занятиях мы пели песенки, выполняли упражнения под музыку, играли на инструментах. Учить ли с ребенком ноты, преподаватель не ответила. Я нашла ответ через 2 года. И все сразу встало на свои места. Ответом стала статья «Мастер-класс по музыке».

Автор разделяет понятия занятия музыкой как освоение музыкального языка и занятия о музыке.
Делается вывод, что именно освоение музыкального языка (т.е. умение читать с листа, подбирать на слух, записывать музыку нотами) развивает абсолютный слух и помогает понимать и чувствовать музыку.

Важно! В обучении музыке все органы чувств одновременно – зрение, слух, восприятие, координация.

Еще важнее! История знает слепых музыкантов и даже глухих композиторов. Часто приходится видеть, как человек играет, не зная нот. Но нет ни одного музыканта, который бы не владел координацией своих рук и пальцев.

То есть, занимаясь с малышом музыкой, мы развиваем все его органы чувств, а также мелкую моторику и координацию рук и пальцев. А что это значит для ребенка, вы и сами знаете: это развитие интеллекта!
Тут меня осенило – ведь это методика Железновых!
У педагогов Сергея и Екатерины Железновых записан целый ряд аудио- и видео занятий с малышами. Это детские песенки-потешки, записанные голосами детей. Каждая песенка поется сначала словами, а потом нотами.

Я раньше не понимала, зачем они поют все песни словами и нотами. Считала, что слух развивается другим путем (но не знала, каким), что важно развивать чувство ритма (ну это-то в их методике есть). Теперь все встало на свои места, и мы снова слушаем их диски и вместе с детками поем по нотам.
Я сделала специальный нотный стан на гофрокартоне. Включаю диски и показываю на нотном стане, как развивается мелодия. Сереже это нравится – он просит включить диски, поет песенки, повторяет названия нот, следит, как я «прыгаю» пальцами в направлении мелодии.
Вот в какие игры для развития музыкального слуха мы играем.

«Угадай-ка»
Прячу под платком погремушку, колокольчик, бубен, деревянный кубик для стука, шитый мячик с шуршащим наполнителем. Нужно угадать по звуку предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали.

«Мячики»
Я сшила много мячиков с различными наполнителями – бумагой, ватой, погремушкой, макаронами, крупой, пакетом и т.д.

Сереже предлагаю отвернуться и закрыть глаза. Ему это нравится. Сама издаю мячиком звуки, а сын угадывает, какой шитый мячик звучит.

«Кто поет?»
Играю на верхней пластинке металлофона и сообщаю, что это поет птичка. На нижней пластинке – мишка. Затем Сережа отворачивается и угадывает, кто поет.
В эти игры удобнее играть на фортепиано. У нас его нет, поэтому мы пользуемся пока металлофоном.

«Комарики»
Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук «з». Малыш должен найти эту клавишу — «прихлопнуть комара, пока не укусил». Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.

«Гости»
Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для некоторых нот. «До» — доктор, «ми»- мишка, «ля»- лягушка и т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу — ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.

«Прятки»
Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на пианино.

Кроме игр, мы занимаемся по дискам Железновых. Сереже больше всех нравится диск «Азбука-потешка», песенка «Аты-баты». В почете также «Сказочки-шумелки» и DVD «Веселая гимнастика для малышей».
Сейчас для меня важнее не столько выучить с ребенком ноты, сколько дать ему понять, что наряду с другими существует еще один язык – музыкальный.

Автор: Елена Мулюкина

Все статьи рубрики:   Дети » От года до трёх »

google line