Как развить память у ребенка
Порой родителей часто приводит в недоумение, почему их ребёнок не может выучить заданный стих, зато с лёгкостью запоминает услышанную и понравившуюся по радио песню или какую-то понравившуюся в магазине вещь. Зависят ли способности к запоминанию от чего-либо и можно ли развить память ребёнка? Ведь именно она влияет на интеллектуальный его потенциал.
Для начала разберемся, что такое память.
Память – отражение прошлого опыта. Выделяют три процесса, на которых базируется память – запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание – это действие по образованию и закреплению в нервных клетках головного мозга информации, представленной импульсами, способными передаваться друг другу по отросткам этих клеток.
Запоминание не возможно без ассоциаций – это связь между отдельными явлениями, фактами и событиями, отразившихся в сознании и закреплённых памятью. Сохранение информации основано на двух важных операциях – сохранение связей мозга и памятного следа. Благодаря сохранению и запоминанию возможно воспроизведение – процесс возникновения в сознании ранее воспринятой информации, воплощение в действие заученных движений.
На особенности развития памяти у дошкольников влияет несколько факторов.
Во-первых, возраст. Чем старше ребёнок, тем более развита его память. Это происходит в силу совершенствования техники запоминания, ребёнок прибегает к некоторым приёмам – связывает пережитый опыт с новой информацией, образует ассоциации и т.д.
Во-вторых, накопленный багаж знаний. Особенности развития памяти у дошкольников находится в прямой зависимости от увеличения объёма знаний. И конечно, чем активней ребёнок, чем больше размышляет и интересуется различными явлениями и событиями, тем больше он может запомнить.
Особенности развития памяти у дошкольников связаны с интенсивной способностью к запоминанию и воспроизведению, а также с непроизвольным характером памяти. Малыш ещё не умеет ставить перед собой задачу что-либо запомнить, а впитывает полученную информацию непроизвольно. Поэтому задача взрослого организовать достаточный объём зрительного и слухового восприятия, необходимого для развития памяти и речи. Когда ребёнок задает вопросы и получает на них вразумительные ответы, через его мозг проходит большой поток информации. В этот период скорость развития памяти опережает другие способности.
Как развивать память у ребенка?
Стимулировать процесс развития памяти у ребёнка помогут специальные упражнения и игры. Когда кроха начнёт произносить первые слова, с ним можно обсуждать всё, что происходило за день, что ели в обед, с какими игрушками играли и т.д. Словесно-смысловую память поможет развить чтение сказок, заучивание стихов, загадки и ребусы. После прочитанного рассказа в книге, задайте вопрос, что делал главный герой, кто хороший, кто плохой и т.д. Когда ребенок начинает разговаривать, к 2-3 годам можно начинать пересказывать сказки. Начинайте с простых, например, «Репка», «курочка Ряба». Помогайте малышу, задавайте наводящие вопросы, а со временем, переходите к пересказу более сложным рассказам и сказкам.
Очень важны игры для детей, развивающие память.
Для самых маленьких 10 месяцев – 1,5 года полезна игра «Найди игрушку». На глазах у малыша постелите две пелёнки и спрячьте под одну из них игрушку. Эту игру повторяют несколько раз, и каждый раз игрушку кладут под одну и ту же пелёнку, чтобы у крохи зафиксировался именно этот вариант. Потом на глазах у малыша кладут игрушку под другую пелёнку. Хотя он это и видел, некоторое время будет заглядывать всё равно под первую, так как в его памяти всплывает первый вариант. Немного повзрослев, карапуз начнёт быстрее отыскивать игрушку или даже, заметив выпуклость, сообразит, где именно находится игрушка.
Детям от 2 лет и старше подойдёт игра «Чего не хватает?». На стол ставят несколько игрушек. Ребёнок смотрит 2 минуты и отворачивается, взрослый убирает одну из них. Задача малыша найти какую. В зависимости от подготовленности кроха может отыскать игрушку на отдалённом расстоянии, в комнате или на другом столе. Существует и второй вариант этой игры. Взрослый просто меняет игрушки местами, а ребёнок должен поставить игрушку на предыдущее место.
Игра «Узнай предмет» влияет на развитие тактильных ощущений. Ребёнку завязывают глаза и в протянутую руку вкладывают по очереди до 10 предметов. После этого он должен назвать весь ряд, причём в той же последовательности, какой вкладывались в кисть. В этой игре важную роль играют две мыслительные операции – запоминание и узнавание.
Для детей помладше используют «Чудесный мешок». В обычный льняной мешочек кладут самые разные бытовые предметы, а ребёнок, засовывая в него руку, должен, не глядя, угадать нащупанную вещь.
Особенности развития памяти у дошкольников,специально для Женского клуба Реактивные домохозяйки